Эти игры-гадания проходили не на вечорках, как большинство девичьих гаданий, а в кругу семьи. Ворожили опять-таки с применением различных предметов бытового обихода.
По ключу. Матери запирали своих дочерей в чьем-нибудь доме, а ключ прятали себе под голову. Ночью должен присниться человек, который будет сватать дочку. Разумеется, желанный сон чаще всего не случался, но мамка — игра есть игра! — могла сказать дочке, что видела того-то, и называла имя молодого человека, которого самой ей хотелось бы видеть женихом дочери.
По соли. Брали двенадцать оболочек с лука (по числу месяцев), в каждую клали щепоть соли, оставляя на печи или в другом спокойном месте. На другой день смотрели, что сталось с солью. А соль могла растаять, подсохнуть, превратиться в комочки и т. д. Значит, такими и будут месяцы. У каждой оболочки было свое название: «Январь», «Февраль», «Март»...
По деревьям. Под Новый год приходили в сад, брали топор и делали вид, что намеревались срубить какое-нибудь дерево, говоря: «Надо вот это дерево срубить, все равно с него мало толку!» Другой участник игры (а это ничто иное, как игра!) как бы защищал дерево: «Нет, не руби, брат, я его лучше соломкой обвяжу и в этом году оно непременно уродит!» Так обходили все деревья. Верили, что после таких «угроз» должен быть хороший урожай. Однако гадать столь сурово рекомендуется только года через три после посадки дерева, иначе оно завянет и умрет.
По корове. Брали кусок, посыпанный солью, и шли в хлев к корове. Смотрели, в какую сторону повернута голова стельной коровы. Если на запад, то приплод принесет вечером, а если на север, то стереги его ночью. Если ни на запад, ни на север, дают корове хлеб с солью: станет есть — до родов больше суток, не станет — держи ухо востро.
По лошадям. Чтобы укротить норовистую лошадь, под Новый год, около полуночи, ее запрягали и трижды объезжали вокруг стойла. Считалось, что после этого лошадь становится послушной и исполнительной.
По листу бумаги. На разграфленном листе бумаги писались какие-нибудь изречения, затем в небо бросали зерно. На какое попадет — такое и сбудется.
По ружью. Чтобы ружье хорошо стреляло и не давало осечки, его дуло с двух концов перевязывали веревками, опускали в вырубленную на реке прорубь и оставляли на ночь. Считалось, что из такого ружья можно убить не только черта, но и вообще любую нечисть.