Игра, видимо, образовалась на основе обряда, совершавшегося во время святок, когда колядовщики обходили двор за двором с новогодними или рождественскими пожеланиями. Цель обряда — избавить каженика от болезни, выражавшейся в форме неосознанной тоски, меланхолии. Именно такого человека на Руси, по свидетельству П. И. Сахарова, даже еще в XIX веке называли кажеником. Считалось, что болезнь человек подхватывал, когда летом, заготовляя дрова, рубил дерево, которое оказывалось домом лешего. Леший мог наказать человека и за то, что тот нарушил его сон. В то время, когда суеверия были очень живучи, каженика отчитывали знахари, й это делалось всерьез, хотя и тогда отчитывание каженика вплеталось в празднование коляды. Ну, а в конце XIX— начале XX века роль знахаря взяли на себя колядовщики, то есть веселые ребята, которые с песнями, играми, надев на себя маски, ходили по дворам, поздравляя людей с Новым годом.
Колядовщики, конечно, учитывали индивидуальные особенности людей, живущих в том или другом доме; знали, например, кто из парней или девушек страдал от неразделенной любви, кто из влюбленных почему-либо поссорился и теперь тоскует и т. п. Войдя в этот дом, колядовщики выволакивали - своего страдающего товарища во двор, открывали ворота, садили беднягу, который, зная обычай, не особенно-то сопротивлялся, на санки в подворотне, под вереей, и водили вокруг него хоровод. Чаще всего пели песню, подходящую к случаю. Для сохнущих от любви, например, пожелание счастливой свадьбы:
Ай, звезды, звезды,
Звездочки!
Все вы, звезды,
Одной матушки,
Бело-румяны вы И дородливы,
Засылайте сватей По миру крещеному:
Состряпайте свадебку Для мира крещеного,
Для пира гостиного,
Для красной девицы,
Свет родимой Анны Ивановны.
Если «отчитывали» парня, то последние строки песни могли звучать так:
Для доброго молодца,
Свет родимого Ивана Романовича!
Когда песня заканчивалась, из-за ворот появлялся леший — кто-либо из игроков, наряженный под лешего. Он пытался разорвать цепь хоровода, но его не пускали, высмеивали, с позором прогоняли. После этого колядовщики цугом впрягались в санки и везли «исцеленного» каженика по улице деревни. На другом дворе бывший каженик играл и проказил наравне с товарищами.