При игре руководствуются общими правилами обыкновенного преферанса, играется он всегда втемную, то есть карт никогда не открывают и только вдвоем.
Колода состоит из 24 карт: туз, король, дама, валет, десятка, девятка.
Карты сдаются по десять на игрока и по сторонам откладываются два прикупа, каждый из двух карт. Каждый игрок может взять только свой правый прикуп.
Торговля между игроками идет в том же порядке, как и в обыкновенном преферансе.
Купивший сносит две карты и объявляет игру. Менее той, к которой прикупал, играть, конечно, не может.
Другой игрок может, по своему усмотрению, пасовать или вистовать. Причем вистовать может один или со своим прикупом.
В первом случае, то есть вистуя один, он должен, при простой игре противника, взять две взятки, во втором, то есть с прикупом — четыре. При игре «семь» — вистующему с прикупом достаточно двух взяток. При игре «восемь» и «девять» — вистующему с прикупом достаточно одной взятки. При игре «десять» — бывает только проверка.
В свою очередь, назначающий игру должен взять при игре простой — 6 взяток, при игре «семь» — 7, «восемь» — 8, «девять» — 9, «десять» — 10. При недоборе взяток ставится ремиз.
В гусарском преферансе курочки нет, ремиз не ставится наверх, а отдается прямо вистующему.
«Распасов» в этом преферансе не бывает. При обоюдном пасе карты пересдаются очередным сдающим.
Выставки тоже нет.
Таблицы записей те же, что и в обыкновенном преферансе.
Прикупивший показывает прикуп вистующему.
Виновный в ренонсе подвергается штрафу в размере игры. Партнер делает запись таким же образом, как и за ремиз, то есть в вистовую графу.
Правила преферанса постоянно изменяются, преимущественно упрощаясь. К примеру: вместо малого, большого мизера и уверта остается только одна игра — мизер. Мизер при торговле перебивается игрой «девять» при любых козырях (впрочем, иногда и игрой «девять» без прикупа или «десять»). Игрок, объявивший мизер, обязуется тем самым не взять ни одной взятки; его противники играют в открытую и пытаются отдать максимальное число взяток.
Система записи также несколько видоизменилась: поле для записи, как и раньше, состоит из трех частей — висты, пуля (место для записи очков за удачно сыгранные талии) и гора (курочка, ремизы, штрафы — место для записи очков за неудачно разыгранные партии).
Для удобства записи используют условные соотношения: очки за висты относятся к горе как 10:1; пуля к горе — 2:1.
Следующая таблица поясняет цену разных игр:
Игры |
Запись в пулю |
Запись в гору за каждую недобранную взятку |
Запись в гору за каждый недобранный вист |
Запись в графу вистов за каждый взятый вист |
«Шесть» П; Т; Б; Ч; БК |
2 | 4 | 2 | 4 |
«Семь» П; Т; Б; Ч; БК |
4 | 8 | 4 | 8 |
«Восемь» П; Т; Б; Ч; БК |
6 | 12 | 6 | 12 |
«Девять» П; Т; Б; Ч; БК |
8 | 16 | 8 | 16 |
«Десять» П; Т; Б; Ч; БК |
10 | 20 | 10 | 20 |
Мизер | 10 | 20 (за каждую взятку) |
Вист без приглашения («свой» вист) объявляется только при игре «шесть» в любой масти.
«Свой» вист может объявить только игрок, сидящий справа от играющего, и только после того, как другой игрок сказал «пас». В этом случае спасовавший игрок имеет право перевистовать, то есть взять на себя всю ответственность за висты, игрок же, сказавший «свой», автоматически считается спасовавшим.
«Свой» вист не разыгрывается, а игры и висты записываются сразу же.
При торговле вместо полных названий игр: шесть пик, шесть треф, шесть бубен и т. д., обычно говорят соответственно: раз, два, три и т. д.
Вист бывает джентльменским. В этом случае все отобранные взятки делятся поровну между вистующим и пасующим. В противном случае пасующий получает очки только за взятки, отобранные от играющего сверх нормы, а вистующий, кроме этих же очков, записывает и за остальные взятки.
Когда вистуют оба партнера, они не могут смотреть карты друг друга, и розыгрыш идет «стоя». В этом случае каждый вистующий обязуется взять при игре «шесть» — по две взятки, при игре «семь», «восемь» и «девять» — по одной (в более «мягких» вариантах преферанса при игре «семь» достаточно двух взяток на обоих вистующих, при игре «восемь» — одной взятки на обоих вистующих).
Если все три игрока при торговле сказали «пас» и сыграли «распасы», то в следующую сдачу они не имеют права начинать торговлю с игры, менее чем семь любой масти. Если такая игра сыграна (то есть играющий записал в пулю стоимость игры), то тем самым сделан выход из распасов, и в следующий раз торговля начинается обычным образом. В противном случае (то есть если снова объявлены распасы) за каждую взятку на распасах в гору пишут не два, как в первый раз, а четыре, при третьих подряд распасах и более каждая взятка — шесть в гору.
Играют обычно на время или до достижения кем-либо из играющих заранее определенной записи в пуле.