Рекомендуем

Карточные игры

Игры, основанные на отбой

Игры, основанные с учетом банкомета

Игры, основанные на скидывании карт в определенной последовательности

Игры, в которых выигрывает игрок, имеющий на руках старшую комбинацию карт

Игры, основанные одновременно на сочетании карт и на взятках

Игры с розыгрышем в два этапа

Игры, основанные на выкладке определенных последовательностей карт

Игры, основанные на подсчете очков во взятках

Игры, основанные на подсчете количества взяток

Детские игры

Пасьянсы с различным количеством карт в колоде

Пасьянсы для одного человека с одной неполной колодой карт

Пасьянсы для одного человека с одной полной колодой карт

Пасьянсы для одного человека с двумя полными колодами карт

Пасьянсы для двоих с двумя полными колодами карт

Гадание

Гадание на картах

Народные игры

Обрядовые игры

Ритуально-гадальные игры

Развлекательные, досуговые игры

Спортивные игры

Игры со словами

Слово за слово игры

Буквенная карусель

Игры с камнями, костями и др.

Крестики-нолики и другие игры

Нарды

Домино

Кости, фишки, монеты, спички

Онлайн Игры

Браузерные онлайн игры

Популярные игры

Бридж

Вист

Всяк свой козырь

Деберц

Девятка

Дурак подкидной

Зевака

Каре

Козел

21 (Очко)

Покер

Преферанс

Сикка (Три листа)

Стуколка

Терц

Тринька

1000 (Тысяча)

1001 (Тысяча одно)

Тринька

Пасьянсы: Паук, Косынка, Пирамида

В общий ход ряженых вкраплялись сюжетные игры. Это были как бы коротенькие и, конечно, смешные спектакли — простенькие, на бытовые темы, но с глубоким подтекстом философского, нравственного характера.

Вот ряженые расступаются, и все видят двух «наездников»: двух юношей, сидящих на палках, увенчанных игрушечными лошадиными головами. Фигуры юношей окутаны простынями, из-под которых выглядывают сделанные из картона ноги — у одного в сапогах со шпорами, у другого — в женских туфельках. У одного на голове шляпа, у другого — венец. Парни играют в жениха и невесту. Их кони делают замысловатые па, поднимаются на дыбы, крутят головами. Как бы неожиданно или жених теряет шляпу, или невеста — венец. Оба начинают волноваться, искать потерю, которая находится у кого-нибудь из ряженых, но пока скрытно. Все ряженые начинают кричать: «Граждане-товарищи! Плохая примета: жених (невеста) потерял (а) шляпу (свадебный венец). Будьте добры, отыщите потерю, не дайте расстроиться свадьбе!» Все, кто находится вблизи, начинают всерьез искать потерю. Невеста рыдает, иногда теряет сознание, жених суетится. Возникают стычки: люди натыкаются то на медведя, то на волка, которые, конечно, раскрывают пасти, рычат. Мальчики и девочки из публики, шарахаясь, несказанно рады этой встрече. Наконец потеря находится, ее торжественно возлагают на место. И ряженые, и публика поздравляют жениха и невесту с Новым годом, желают не теряться и сочетаться счастливым браком.

Другая сцена-игра. В толпе ряженых идет цыган с медведем. Цыган либо приговаривает, либо поет: «Люди, тише! Вот вам Миша. Счастье пытает, все понимает!» Путь им заступает толстый барин (буржуй). «Эй, цыган, что у тебя за чучело?» — «Это не чучело, а медведь».— «А сколько он стоит?» — «Полторы тысячи!» — «Слишком дорого».— «Ну, так иди дальше, ищи подешевле». Барин отходит, его место занимает барыня. «Можно мне потрогать Мишку?» — «Пожалуйста: за погляд денег не берем ни золотом, ни серебром». Барыня пытается погладить медведя, тот рычит, и она падает в обморок. «Что ты сделал с моей женой?!» — негодует барин. Возникает суета, даже потасовка. Но барыня приходит в себя и на радостях предлагает танцевать. Все пускаются в пляс.

Еще сценка. Купец-торговец продает лошадь (ее роль играют два парня, накрытые попоной). Один крестьянин готов купить ее, но лошадь оказывается неподкованной. Зовут кузнеца-цыгана. Тот принимается за работу, но лошадь лягает цыгана, и он умирает. Посылают за доктором, и тот оживляет незадачливого кузнеца. Вновь здесь звучит мотив умирания-воскрешения.

И, наконец, доходит очередь до игры с козой. Коза — одна из самых заметных и уважаемых фигур на празднике. Сопровождающие ее ряженые (старик со старухой, бродячий торговец, цыган, поп и солдат) время от времени скандируют:

Мы, парни этого села,
Чтоб жизнь была всем весела,
Вас поздравляем в Новый год,
Откройте дверь — коза идет!
Если желаете вывести зло,
Если хотите, чтоб в жизни везло,
Чтоб соки текли в виноградной лозе,
Откройте дверь танцующей козе.

Бродячий торговец подтрунивает над козой, чтобы она танцевала, а сам обращается к старику со старухой с просьбой продать ее. После короткого торга коза продана, но идти с торговцем не хочет — упирается, бодается, бьет копытами. Разозлившись, старик ударяет строптивицу, и коза падает, притворившись мертвой. Старик и старуха причитают и плачут. Посылают за попом. Коза неожиданно вскакивает на ноги, прыгает, щелкая деревянными зубами, а довольные хозяева благодарят ее за поздравление и вкладывают в пасть несколько монет.

Почти каждая сцена содержит в себе мотив умирания и оживления. В старое время люди видели в этом глубокий смысл: для них ведь праздник коляды был связан с идеей плодородия, и они аллегорически изображали смерть природы зимой и ее воскрешение весной. При этом наши далекие предки понимали природу как единство живого и растительного мира. Отсюда такая большая роль коня, медведя, козы в новогодних играх. Коза, как уже говорилось, была символом плодородия.

Нередко затевалось своего рода соревнование: кто кого пересмешит, кто последним скажет какую-нибудь потешку или анекдот. Традиция помогала, но не диктовала условия. Колядовщики пели и выкрикивали не только традиционные тексты, но — верх искусства! — сочиняли их на ходу. Учитывали обстоятельства местной жизни, особенности времени, когда проводилась игра. На Брянщине, например, рождественские коляды совпадают по времени с традиционной здесь свенской ярмаркой. Поэтому ряженые идут и напевают такие, например, куплеты:

Кто там пляшет у ворот?
Торговать не дает?
Сам бы в пляс пустился,
Когда бы разорился!

Ряженые затевают шуточный торг с продавцами:

Не крутись, как волчок,—
Поимей-ка веру!
Уступи пятачок —
Добавь зерна в меру!!!

Не всегда куплеты безобидны. На Урале в конце XIX века в подобной ситуации была зафиксирована частушка, воспроизводившая реальный случай из жизни Белорецкого завода: жена управляющего заводом, отличающаяся вредным характером и очень полной фигурой, как-то выпала из коляски. Колядовщики запомнили это и спели на улице:

Затряслась земля сырая,
В гору реки потекли,
Стопудовую мадаму Черти с лошади снесли!

Такие адресатные выступления ряженых пользовались у публики особенным успехом.
Хотя обычно ход ряженых рассматривается в ряду обрядовых жанров фольклора, можно утверждать: ничего обрядового здесь давно нет, или, по крайней мере, мало осталось от древнего обряда колядования. Это веселая народная игра, приуроченная по традиции к рождественским праздникам, к встрече Нового года. Играют в нее кое-где до сих пор: по старому летоисчислению — с 24 декабря, по новому — с 7 января (самый «разгул» ряженых происходит сейчас в ночь с 13 на 14 января).

1|2

Для продвижение товара в интернете Вам просто необходимо заказать Создание Сайта

© 2011-2017    INFORM                Украина онлайн