Одна из самых долговечных народных игр. Образовавшись на заре человеческой цивилизации, видимо, в тот момент, когда начала формироваться семейная ячейка общества, игра прошла большой путь: от обрядового действа, имевшего для участвовавшего в нем человека судьбоносное значение, до простого развлечения. Любят в нее играть и стар, и мал — все, кто окажется, во-первых, в условиях отдыха, во-вторых, в коллективе, в-третьих, на природе.
Играющие выбирают первую пару лишних: один — убегает, другой догоняет. Догоняющему дают в руки ремень или пояс, или жгут, или хлыст. Все остальные становятся парами по кругу. Пары стоят лицом к центру круга; второй поддерживает первого за локотки. Отходить друг от друга или стоять как-то иначе, чем в затылок, не разрешается.
Голящие могут бегать только по внешнему кругу, то есть за спинами играющих. Если второй догонит первого и ударит его ремнем, тот должен подхватить отброшенный ремень и погнаться за обидчиком, то есть они меняются ролями.
Задача убегающего заключается в том, чтобы не дать себя ударить хлыстом. Для этого он должен либо быстро бежать, либо встать впереди одной из стоящих пар. Тогда в тандеме один человек станет лишним. По правилам игры — это игрок, стоящий вторым. Он моментально должен среагировать на ситуацию и броситься бежать, потому что теперь игрок с ремнем станет охотиться за ним.
Так вот бегают и меняются местами, пока не надоест. Игроки, бегающие быстро и надеющиеся на свои силы, видящие радость игры в том, чтобы побольше побегать, испытать себя, помучить соперника, неохотно встают в пару. Наоборот, игроки, не очень рассчитывающие на свои силы, скромные, не совсем здоровые, стремятся побыстрее встать к кому-нибудь: пусть бегает вместо него третий лишний!
Правила игры запрещают пробегать через круг, сильно бить ремнем, салить упавшего, но в реальных условиях игры всякое бывает.