Игра родилась в условиях XX столетия в связи с развитием народного образования. В тех или иных разновидностях существует во всех странах мира, преимущественно в городах. Видимо, потому, что это «асфальтная игра». Но хотя игра родилась исторически сравнительно недавно, в основе ее лежит глубокая народная традиция — разнообразные игры в камушки.
Почему игра называется классы-классики? Потому что в ней воспроизводится укоренившаяся в нашей жизни система народного образования: дети учатся, переходя из класса в класс; сначала заканчивают начальную школу (дети снисходительно называют ее классиками), потом — неполную среднюю и, наконец, среднюю (10, 11, 12 классов). Успешное преодоление всех этих ступеней в аллегорической форме и становится задачей игры в классы.
з поколения в поколение. На асфальте белым или цветным мелом рисуется школа — оригинальная фигура, представляющая собой набор клеток и сфер. Фигуры бывают разные (см. рисунок) — попроще, посложнее, в зависимости от того, что проходят играющие: классы или классики.
Клетки фигур нумеруются: 1, 2, 3... 10, 11, 12. Играть могут два, три, четыре человека (больше не рекомендуется, потому что долго придется дожидаться своей очереди). Иногда можно видеть, как играет один ребенок, так сказать, тихо сам с собою: ему все равно интересно (может, он игру рассматривает как тренировку). Когда играет несколько ребят (вообще-то игра в классы — забава девичья), то они, естественно, соревнуются, кто раньше пройдет все классы и закончит школу.
Начиная игру, надо бросить камешек так, чтобы он попал в первую клетку. А потом, скача на одной ноге, надо носком туфельки переталкивать камешек из клетки в клетку. Тот, кто без ошибок прошел всю фигуру, снова бросает камешек, но теперь уже во вторую клетку. В третьем коне — в третью, и так далее. Так что с каждым разом задача вроде бы упрощается. Но это только так кажется. Чем выше класс, тем сложнее задачи перемещения камушка и постановки ног в клетках.
Но сначала о самых легких требованиях игры. «Без ошибок»,— сказали мы. Ошибкой считается попадание камешка не в ту клетку, которая на очереди. Нельзя, чтобы камешек остановился на черте, на любой — хоть спереди, хоть сбоку, хоть сзади. Не допускается и то, чтобы прыгун, скача на одной ноге, вдруг оступился (встал двумя ногами) или наступил ногой на лини разделяющую клетки. Ошибешься — уступаешь место следующему игроку, а когда очередь прыгать дойдет до тебя снова, начинаешь с того, на чем остановился.
Но иногда одна из клеток выполняет в игре — по заранее обусловленным правилам — зловещую роль. Эта клетка называется огонь. Попал в нее — все пропало. Считается, что все, чего ты добился, сгорело. Так бывает, если ты ненароком затолкнешь камешек «в огонь» или наступишь на него ногой, хотя бы самым краешком ботинка.
После начальной «школы» усложняется сама конфигурация клеток и их взаиморасположение. Играющие, всегда напридумывают такое, что нередко сами потом охают: как же из седьмого класса в восьмой попасть.
Кончить школу — не означает, что пройти клетки нужно только в один конец. В том-то и дело: туда и обратно!
Но и на этом мучения «ученика» не кончаются. Предстоят экзамены! Нужно снова проскакать все клас--сы, держа теперь камешек на носке ботинка, чтобы он не упал. Упал — опять все пропало! Могут быть придуманы и другие виды испытания, например: держать камушек на голове, на плече, на вытянутой руке... Дети горазды до выдумок. Тем игра и интересна. Кроме того, она воспитывает такие полезные качества, как расчетливость, глазомер, ловкость, практичность и т. п.