Этот обряд-игра входил в систему рождественских или новогодних народных праздников. Совершался в ночь на Васильев день, т. е. с 31 декабря на 1 января. Обряд, хоть и очень древний и магический по своему содержанию, даже в старое время больше напоминал игру, чем колдовское действо. А в наши времена и подавно.
Варение каши, символизирующей здоровье, крепость человеческой жизни, совершается до света. Старшая в доме из женщин ровно в 2 часа ночи приносит из амбара крупу. Старший из мужчин приносит воды из реки или колодца. Крупа и вода стоят на столе до тех пор, пока истопится печь; до них никто не касается, иначе это сочтется худым признаком. Когда нужно затирать кашу, все семейство садится за стол, а старшая женщина причитывает, размешивая кашу: «Сеяли, ростили гречу во все лето; уродилась наша греча и крупна, и румяна; звали-позвали нашу гречу во Царьград побывать, на княжий пир пировать; поехала греча во Царьград побывать со князьями, со боярами, с честным овсом, золотым ячменем; ждали гречу, дожидали у каменных врат; встречали гречу князья и бояре, сажали гречу за дубовый стол пир пировать; приехала наша греча к нам гостевать». После этого все встают из-за стола, а хозяйка с поклоном ставит кашу в печь. Потом снова садятся за стол, ожидая готовую кашу. Когда каша поспеет, тогда, вынимая горшок из печи, хозяйка говорит: «Милости просим к нам во двор со своим добром». Прежде всего осматривают: полон ли горшок? Плохо, если горшок будет неполон; еще хуже, если каша перельется через край: это явная беда всему дому. Плохая примета, если треснет горшок. Потом снимают ножом пенку. Каша красная, полная, предвещает счастье, здоровье всему дому, будущий урожай и... талантливую дочь. Каша мелкая, белая угрожает бедами.
Завтрак из доброй каши — начало новогоднего праздника. Если каша не удалась, ее не едят да и праздник не начинается.