Силовая, спортивная игра. Родилась в Древней Руси как составная часть знаменитых кулачных боев. Была обычной формой не только досуговых, но и боевых занятий казачества.
Играющие делятся на две равные части. Каждая, во-первых, выбирает старших богатырей, которые, по общему мнению, посильнее и половчее других. Эти богатыри, как правило, боролись последними, наблюдая до того за соблюдением правил играющими; во-вторых, выдвигали по очереди партии в два-три борца с той и другой стороны. Выйдя на круг, они сами выбирали себе противника. Задача — любыми способами уронить противника на землю. Кто коснется земли лопатками, считается потерпевшим поражение. Когда все борцы данной группы определят свои отношения, на смену им выходят другие две-три пары, пока не попробуют свои силы все члены той и другой команды. При этом ведется счет победам и поражениям каждой части. Но все решает единоборство главных силачей, которые ждут своей очереди. Победа одного из них означает победу всей команды. Так в народе уважали и отличали своих богатырей. Общий счет команды тоже имел значение: команда-победительница диктовала свои условия дальнейшего ведения игры. Чаще всего, по традиции, она требовала, чтобы потерпевшая поражение команда везла на своих плечах или спинах победителей. От роли лошадки освобождался только главный богатырь, независимо от того — победил он своего соперника или проиграл.