Вариант очень популярной игры в заиньку, известной в записях этнографов XIX века и широко бытующей сегодня: ее любят дети дошкольного и младшего школьного возраста. Игра способствует формированию пластики у детей, совершенствованию их музыкального слуха. Мелодия песенки, сопровождающей игру и являющейся элементом ее сюжета, очень проста; она рождается в сознании исполнителей как бы сама собой, без специального разучивания. Столь же проста и хореография игры, складывающаяся из вполне естественных движений, которые подсказываются текстом песенки. Одно из первых описаний игры находим в книге А. Терещенко «Быт русского народа» (СПб., 1848). В дальнейшем ни одна антология русских народных игр не обходилась без заиньки. Самое полное и детализированное описание игры, правда с авторскими коррективами, содержится в работе М. Булатова «Тридцать три пирога» (М.: Детгиз, 1962).
Играющие (обычно это маленькие ребята, но в XIX веке ими могли быть взрослые парни и девушки), взявшись за руки, образуют большой круг. В середине — заинька, избранный «всеобщим голосованием»; обычно играют много ребят, поэтому другие игровые способы избрания (жеребьевка, считалка и т. п.) в данном случае не подходят.
Избранный спрашивает: «А что мне надо делать?» Ему отвечают: «Мы тебе будем рассказывать, мы тебе будем показывать, что надо делать». Затем идут вокруг зайчика хороводом и поют:
— Заинька, выходи,
Серенький, выходи!
Вот так, этак выходи!
Вот так, этак выходи!
И показывают зайчику, как надо выходить. Зайчик выходит на середину круга. А хоровод продолжает:
— Заинька, пойди в сад,
Серенький, пойди в сад!
Вот как, вот как пойди в сад!
Вот как, вот как пойди в сад!
И делают шаг вперед, показывая, как выходят в сад: шаги обыкновенные, но в то же время как бы торжественные, важные.
Зайчик идет по садику, по кругу, направо или налево, куда вздумается.
— Заинька, повернись,
Серенький, повернись!
Вот как, вот как повернись!
Вот как, вот как повернись!
И все разнимают руки и быстро поворачиваются.
И зайчик в кругу поворачивается. Затем:
— Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
Вот как, вот как топни ножкой!
Вот как, вот как топни ножкой!
И опять показывают. Заинька тоже топает ножкой — и раз, и два, и три.
— Заинька, руки в боки,
Серенький, руки в боки!
Вот как, вот как руки в боки!
Вот как, вот как руки в боки!
Сами все подбоченились: смотри, зайчик! И зайчик тоже руки в боки.
После этого требуют:
— Заинька, поскачи,
Серенький, поскачи!
Вот как, вот как поскачи!
Вот как, вот как поскачи!
И все скачут. Зайчик тоже.
— Заинька, попляши,
Серенький, попляши!
Вот как, вот как попляши!
Вот как, вот как попляши!
После пляски просят заиньку, чтобы выбирал на смену себе другого зайчика:
— Заинька, выбирай,
Серенький, выбирай!
Вот как, вот как выбирай!
Вот как, вот как выбирай!
И показывают, как надо выбирать: вертят головой из стороны в сторону, высматривают. Не отстает хоровод от зайчика:
— Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись!
Вот как, вот как поклонись!
Вот как, вот как поклонись!
После этого запевают:
— Заинька, лапкой тронь,
Серенький, лапкой тронь!
Вот как, вот как лапкой тронь!
Вот как, вот как лапкой тронь!
Показывают, как надо лапкой тронуть. Кого он тронет лапкой, тому быть новым заинькой, и вся игра начинается сначала.
Воспроизведенный вариант игры обычно бытует в среде самых маленьких детей — дошколят, первоклассников. В более взрослой среде игра осложняется коллизией: зайчик не просто выполняет указания коллектива — он еще стремится выскочить из круга. Окружающие подначивают его:
— Заинька, ускачи,
Серенький, ускачи!
Вот как, вот как ускачи!
Вот как, вот как ускачи!
Приподнимаются на «лапках» и подскакивают. Заинька тоже поднимается и хочет выскочить из круга, но его не выпускают. Он повторяет свои попытки после каждой «фигуры» («погуляй», «поскачи», «руки в боки», «попляши», и т. д.), но стоящие в хороводе парни отталкивают его и кричат: «А ту-уу-у-лю!» Девушки машут на зайца платками. Когда наконец заинька вырывается из круга, игра оканчивается.